главная 

 новости 

  прием в первый класс

 форум

 обратная связь

 электронный журнал 

 горячая линия 

 
Главное меню

Сведения об ОО

основные сведения

структура и органы управления

документы

образование

образовательные стандарты

руководство школы

педагогический состав

материально-техническое обеспечение

стипендии и материальная поддержка

платные образовательные услуги

финансово-хозяйственная деятельность

вакантные места для приема

противодействие коррупции

 

Информация о школе

история школы

количество учащихся

медалисты школы

охрана здоровья

предметные олимпиады

символика школы

спортивные сооружения

трудоустройство выпускников

школьная столовая

российская электронная школа

 
Школьные документы

график и расписание занятий

методическая работа

воспитательная работа

коллективный договор

локальные акты

новая система оплаты труда

отчеты о самообследовании

правила распорядка учеников

правила трудового распорядка

приказы руководителя

управляющий совет

 
Учебные кабинеты

библиотека

кабинет биологии

кабинет географии

кабинет информатики

кабинет математики

кабинет физики

кабинет химии

 

Структурные подразделения

 
Модернизация образования

модернизация

доступ к ИС и ИТС

поставки оборудования

 

Инновационные проекты

 
Методическая копилка

разработки уроков

методическая работа

 
ГИА и ЕГЭ
 
Для родителей

электронные госуслуги

защита от вредной информации

основы религиозных культур

о правилах безопасности

ответственность за подделку документов

 
Для учеников

правила поведения

права и обязанности учащихся

о правилах безопасности

 
Законодательство о защите детей

закон об образовании

конвенция о правах ребенка

защита от вредной информации

 
Для проверяющих сайт

как найти информацию

карта сайта

предписания органов

 

Полезные ресурсы

Фотогалерея

Как нас найти

 

* * *

 

 

Информация

об инновационном проекте, реализуемом в ГБОУ

Самарской области СОШ п.г.т. Мирный

муниципального района Красноярский Самарской области

по профессиональному самоопределению школьников

 


 

В связи с требованиями ФГОС ООО по обеспечению системно – деятельностного подхода к обучению в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный разработан проект «Профессиональное самоопределение личности школьника», который реализуется на всех ступенях обучения.

Цель проекта: создание условий для развития личности обучающихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями для дальнейшей успешной социализации.

Задачи:

удовлетворить образовательные потребности обучающихся;

способствовать установлению равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и потребностями;

создать условия для дифференциации содержания обучения;

создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся.

Система работы по профессиональному самоопределению школьника на всех ступенях обучения включает следующие направления деятельности:

Профориентационная работа.

Предпрофильная подготовка.

Профильное обучение.

Программа проекта реализуется в процессе урочного обучения, внеклассной и внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации молодёжи, службой занятости, предприятиями, учреждениями. Программа осуществляется поэтапно, с учётом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.

Профориентационная работа в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессий, приближённого к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты посёлка, региона), путём расширения представления о мире профессий; включает в себя компоненты профессионального просвещения, развития профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию. Профориентационная работа осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий. Для решения поставленных задач используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся:

·          на I ступени обучения: знакомство с профессиями родителей; классные часы – встречи; рассказы о профессиях; экскурсии; профориентационные игры; беседы о труде, конкурсы рисунков. Все это служит формированию положительного отношения к трудовой деятельности.

·          на II ступени обучения: профориентационная работа на преподаваемых учебных курсах; классные часы «Кем я хочу быть?», «Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?»; анкетирование обучающихся; психологическое тестирование; игры; экскурсии; неделя защиты проектов. Все перечисленные виды деятельности способствуют формированию основ профессиональной направленности, осознанности своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий, самоопределению в области «человек – труд – профессия».

·          на III ступени обучения: построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; профориентационная работа на преподаваемых учебных курсах; экскурсии; проектная деятельность; классные часы; анкетирование; тестирование; собеседование; семинары; посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей; самостоятельная работа с источниками информации; составление образовательной карты территории; организация ярмарок профессий; посещение окружных мероприятий (ярмарки профессий, встречи); участие в общешкольных мероприятиях: неделя труда и профориентации; выпуск газет к профессиональным праздникам; общешкольные собрания «Мир профессий»; неделя защиты проектов.

·          на всех ступенях обучения в профориентационной работе используются ресурсы дополнительного образования. Детские творческие объединения «Экология и мы», «Лидер», «Турист - эколог», «Юный репортёр», «Юный инспектор движения», «Изостудия», «Волшебный клубок», танцевальная студия, секции «Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Борьба», «Футбол» знакомят обучающихся с возможными видами профессиональной деятельности.

·          Значительное место в профориентационной работе с обучающимися отводится в школе проектной деятельности. Через проектную деятельность обучающиеся учатся работать в команде, ставить цели, значимые для них, составлять план действий, добиваться результата. В процессе проектирования учащиеся овладевают умениями, необходимыми при правильном выборе будущей профессии:

·          рассматривать проблемное поле и подпроблемы, формировать ведущую проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;

·          обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности;

·          поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

·          анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т.е. овладевают исследовательской деятельностью;

·          обучаются применению знаний из разных областей наук;

·          выбирают подходящие технологии изготовления продукта проектирования в виде макетов;

·          подбирают различные формы презентации (сценарии, газеты, журналы, видео, клубы и т.д.);

·          овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.

Предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе, решает задачу подготовки обучающихся к выбору индивидуальной стратегии образования, прогнозирование будущей профессиональной деятельности. Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя этапы – ознакомительный, где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, обучающимся предлагается набор из 15 курсов, каждый обучающийся в течение года делает четыре выбора и итоговый, где подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов, и проводится анкетирование «Удовлетворенность обучающихся предпрофильной подготовкой». Традиционно обучающиеся, прошедшие элективный предпрофильный курс «Школа юного организатора досуга», участвуют в работе летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко». Со второго полугодия обучающиеся десятых классов под руководством педагога-организатора занимаются разработкой программы лагеря. С июня начинается работа вожатского отряда. В ходе реализации программы формируются умения и навыки организаторской деятельности молодых активистов, создаются условия для профессионального ориентирования личности подростков. Работа старшеклассников в качестве вожатых высоко оценивается родителями, обучающимися младших классов, педагогами.

В 2007/2008 учебном году в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный были созданы профильные классы как форма организации профильного обучения, при которой было трудно реализовать все запросы обучающихся. Удовлетворить запрос каждого ученика стало возможным после включения школы в эксперимент по созданию многопрофильных классов. На осуществление профильного обучения было выделено дополнительно 14 часов на каждого обучающегося. Это позволило формировать группы для изучения предметов на различных уровнях и с разным наполнением этих групп, т.е., выстраивать обучающимися индивидуальную образовательную траекторию, которая является профилем обучения каждого отдельно взятого ученика. Появилась поточно-групповая форма проведения занятий. Обучающиеся посещают уроки в группах различного состава, что способствует развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации учеников, так как они работают в группах сменного состава. В организации образовательного процесса используется технология составления индивидуальных учебных планов, когда предлагается несколько уровней изучения предметов (базовый, расширенный, профильный). Выбор уровня изучения предметов предоставляется обучающимся и их родителям. Таким образом, они получают возможность участвовать в проектировании образовательного процесса и принятии решений по формированию индивидуальных образовательных траекторий своих детей. Предлагается широкий набор элективных курсов развивающего, межпредметного характера, с использованием альтернативных систем оценивания: зачётная система, защита проектных работ. Кроме решения основной проблемы – обучения ученика делать ответственный выбор (а учиться выбирать, можно только выбирая на самом деле), элективные курсы помогают в решении двух важнейших задач. Первая задача - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Анализ результатов поступления в ВУЗы выпускников за последние три года показывает, что выбор профильных предметов и элективных курсов был сделан ими осознанно. Около 80% выпускников поступает в ВУЗы, примерно 50% на бюджетные места. Вторая задача - помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного её изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. На сегодняшний день элективные курсы в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный проводятся как во второй половине дня, так и включены в основное расписание первой половины дня. В расписании 11 классов элективные курсы составляют 33%, в 10 классах 50%. Выбор сдачи экзаменов обучающимися «многопрофильных» классов в целом совпадает с профилем обучения. Сравнивая результаты выбора можно сделать вывод, что профильная форма организации как «многопрофильный класс» более адаптивна по сравнению с профильным классом. Осознанность выбора привела к тому, что повысилась результативность и качество самоопределения учащихся.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

N

Ожидаемый результат

Показатели результата

1

Удовлетворение социального заказа.

Выбор курсов предпрофильной подготовки, ИОТ на III ступени обучения, поступление выпускников в учебные заведения по профилю обучения в школе.

2

Повышение качества обучения.

 

Результаты ГИА и ЕГЭ, результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах.

3

Совершенствование научно – методического потенциала учителей.

Количество педагогов, прошедших подготовку по сопровождению профильного обучения.

4

Достижение 100% готовности выпускников к продолжению образования, в т.ч. по профилю.

Социальная зрелость выпускников.

 Сроки реализации проекта.

I этап. 2009-2010 учебный год.

Продолжение реализации в параллели 9-х классов модели предпрофильных учебных групп различной направленности. Создание и реализация в 10 классе модели многопрофильного класса. Формирование системы внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

II этап. 2010-2011 учебный год.

Продолжение модели многопрофильного класса в 11 классе. Реализация системы внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

III этап. 2011-2012 учебный год.

Реализация полноценной модели индивидуальных учебных планов в параллелях 10 и 11 классов. Реализация системы внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

IV этап. 2012-2013 учебный год.

Анализ реализации модели индивидуальных учебных планов, анализ реализации внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

Показатели, характеризующие проект.  

N

Параметры

Результативность

2009/2010

2010/2011

2011/2012

1

Количество программ элективных курсов предпрофильной подготовки, предлагаемых ОУ / выбранных

обучающимися.

12/10

13/12

15/12

2

Количество предметов на профильном или расширенном уровнях, предлагаемых образовательным учреждением / выбранных  обучающимися.

13/8

13/8

13/9

3

Количество и % обучающихся, чьи запросы удовлетворены полностью.

37 (88%) – 10 класс

75 (88%)

100 (90%)

4

Количество индивидуальных планов, реализуемых в параллели 10 классов

34

30

42

5

Количество индивидуальных планов, реализуемых в параллели 11 классов

0

27

28

6

Количество и % обучающихся, успешно закончивших среднюю школу.

36 (100%)

40 (100%)

45 (100%)

7

Количество и % выпускников, продолжающих образование или трудоустроенных по профилю

20 (56%)

29 (73%)

37 (82%)

8

Результативность обучения по профильным предметам

 

Средний балл ЕГЭ по

обществознанию выше СЗУ и СО, по биологии выше СЗУ, по физике и химии ниже.

Средний балл ЕГЭ по

обществознанию, физике и биологии выше СЗУ и СО, по химии ниже.

9

Количество и успешность участия в предметных олимпиадах и конкурсах (школьных, окружных, региональных) (чел./% призеров)

Школьный –329/25%

Окружной – 46/26%

Региональный –1/100%

Школьный – 406/17%

Окружной – 76/24%

Региональный – 18/0%

Школьный –

421/19%

Окружной – 62/42%

Региональный – 22/14%

10

Количество и % обучающихся, выразивших пожелания сменить индивидуальную образовательную траекторию.

10 (24%)

11 (13%)

12 (12%)

11

Социальная зрелость выпускников основной школы. / Социальная зрелость выпускников средней школы.

Оптимальный – 45%/54%

Допустимый – 50%/45%

Критический – 5%/1%

Оптимальный – 50%/60%

Допустимый – 46%/40%

Критический – 4%/0%

Оптимальный – 51%/62%

Допустимый – 46%/38%

Критический – 3%/0%

12

Количество педагогов, прошедших подготовку по сопровождению профильного обучения.

8

10

12

 В целом, созданная система работы по профориентации обучающихся в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный создаёт условия для развития личности школьников в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями для дальнейшей успешной социализации.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.г.т. Мирный