В связи с
требованиями ФГОС ООО по
обеспечению системно – деятельностного подхода к обучению в ГБОУ СОШ
п.г.т. Мирный разработан проект «Профессиональное самоопределение
личности школьника», который реализуется на всех ступенях обучения.
Цель проекта:
создание условий для развития личности обучающихся в соответствии с
их образовательными потребностями и возможностями для дальнейшей
успешной социализации.
Задачи:
удовлетворить
образовательные потребности обучающихся;
способствовать
установлению равного доступа к качественному образованию разным
категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и
потребностями;
создать условия
для дифференциации содержания обучения;
создание условий
для осознанного профессионального самоопределения обучающихся.
Система работы по
профессиональному самоопределению школьника на всех ступенях
обучения включает следующие направления деятельности:
Профориентационная работа.
Предпрофильная
подготовка.
Профильное
обучение.
Программа проекта
реализуется в процессе урочного обучения, внеклассной и внешкольной
деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными
структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями,
центрами профессиональной ориентации молодёжи, службой занятости,
предприятиями, учреждениями. Программа осуществляется поэтапно, с
учётом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в
содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней
(полной) школе.
Профориентационная работа
в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный проводится с целью создания условий для
осознанного профессионального самоопределения обучающихся,
посредством популяризации и распространения знаний в области
профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных
качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе
личностного восприятия мира профессий, приближённого к кругу
профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых,
профессиональной карты посёлка, региона), путём расширения
представления о мире профессий; включает в себя компоненты
профессионального просвещения, развития профессиональных интересов и
склонностей, профессиональную консультацию. Профориентационная
работа осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных
мероприятий. Для решения поставленных задач используются формы и
методы организации учебно-воспитательной деятельности,
соответствующие возрастным особенностям обучающихся:
·
на
I
ступени обучения: знакомство с профессиями родителей; классные часы
– встречи; рассказы о профессиях; экскурсии; профориентационные
игры; беседы о труде, конкурсы рисунков. Все это служит формированию
положительного отношения к трудовой деятельности.
·
на
II
ступени обучения: профориентационная работа на преподаваемых учебных
курсах; классные часы «Кем я хочу быть?», «Кем я должен быть, чтобы
стать профессионалом в выбранной области?»; анкетирование
обучающихся; психологическое тестирование; игры; экскурсии; неделя
защиты проектов. Все перечисленные виды деятельности способствуют
формированию основ профессиональной направленности, осознанности
своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с
выбором профессий, самоопределению в области «человек – труд –
профессия».
·
на
III
ступени обучения: построение индивидуальных образовательных
траекторий обучающихся; профориентационная работа на преподаваемых
учебных курсах; экскурсии; проектная деятельность; классные часы;
анкетирование; тестирование; собеседование; семинары; посещение
учебных заведений в рамках дней открытых дверей; самостоятельная
работа с источниками информации; составление образовательной карты
территории; организация ярмарок профессий; посещение окружных
мероприятий (ярмарки профессий, встречи); участие в общешкольных
мероприятиях: неделя труда и профориентации; выпуск газет к
профессиональным праздникам; общешкольные собрания «Мир профессий»;
неделя защиты проектов.
·
на
всех ступенях обучения в профориентационной работе используются
ресурсы дополнительного образования.
Детские творческие объединения «Экология и мы», «Лидер», «Турист -
эколог», «Юный репортёр», «Юный инспектор движения», «Изостудия»,
«Волшебный клубок», танцевальная студия, секции «Лёгкая атлетика»,
«Волейбол», «Баскетбол», «Борьба», «Футбол» знакомят обучающихся с
возможными видами профессиональной деятельности.
·
Значительное место в профориентационной работе с обучающимися
отводится в школе проектной деятельности. Через проектную
деятельность обучающиеся учатся работать в команде, ставить цели,
значимые для них, составлять план действий, добиваться результата. В
процессе проектирования учащиеся овладевают умениями, необходимыми
при правильном выборе будущей профессии:
·
рассматривать проблемное поле и подпроблемы, формировать ведущую
проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;
·
обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
·
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого
знания;
·
анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и
обобщают, т.е. овладевают исследовательской деятельностью;
·
обучаются применению знаний из разных областей наук;
·
выбирают подходящие технологии изготовления продукта проектирования
в виде макетов;
·
подбирают различные формы презентации (сценарии, газеты, журналы,
видео, клубы и т.д.);
·
овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать
друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.
Предпрофильная подготовка,
осуществляемая в основной школе,
решает задачу
подготовки обучающихся к выбору индивидуальной стратегии
образования, прогнозирование будущей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя этапы –
ознакомительный, где обобщаются сведения о сферах и видах
трудовой деятельности, обучающимся
предлагается набор из 15 курсов, каждый обучающийся в течение года
делает четыре выбора и итоговый, где подводится
итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов,
и проводится анкетирование «Удовлетворенность обучающихся
предпрофильной подготовкой». Традиционно обучающиеся, прошедшие
элективный предпрофильный курс «Школа юного организатора досуга»,
участвуют в работе летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко». Со
второго полугодия обучающиеся десятых классов под руководством
педагога-организатора занимаются разработкой программы лагеря. С
июня начинается работа вожатского отряда. В ходе реализации
программы формируются умения и навыки организаторской деятельности
молодых активистов, создаются условия для профессионального
ориентирования личности подростков. Работа старшеклассников в
качестве вожатых высоко оценивается родителями, обучающимися младших
классов, педагогами.
В 2007/2008
учебном году в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный были созданы профильные
классы как форма организации профильного обучения, при которой
было трудно реализовать все запросы обучающихся. Удовлетворить
запрос каждого ученика стало возможным после включения школы в
эксперимент по созданию многопрофильных классов. На
осуществление профильного обучения было выделено дополнительно 14
часов на каждого обучающегося. Это позволило формировать группы для
изучения предметов на различных уровнях и с разным наполнением этих
групп, т.е., выстраивать обучающимися индивидуальную образовательную
траекторию, которая является профилем обучения каждого отдельно
взятого ученика. Появилась
поточно-групповая форма проведения занятий.
Обучающиеся посещают уроки в группах различного состава, что
способствует развитию коммуникативных способностей, социальной
адаптации учеников, так как они работают в группах сменного состава.
В организации образовательного процесса используется технология
составления индивидуальных учебных планов, когда предлагается
несколько уровней изучения предметов (базовый, расширенный,
профильный). Выбор уровня изучения предметов предоставляется
обучающимся и их родителям. Таким образом, они получают возможность
участвовать в проектировании образовательного процесса и принятии
решений по формированию индивидуальных образовательных траекторий
своих детей. Предлагается широкий набор элективных курсов
развивающего, межпредметного характера, с использованием
альтернативных систем оценивания: зачётная система, защита проектных
работ. Кроме решения основной проблемы – обучения ученика делать
ответственный выбор (а учиться выбирать, можно только выбирая на
самом деле), элективные курсы помогают в решении двух важнейших
задач. Первая задача - создание условий для того, чтобы ученик
утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения,
связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или
отказался от него. Анализ результатов поступления в ВУЗы выпускников
за последние три года показывает, что выбор профильных предметов и
элективных курсов был сделан ими осознанно. Около 80% выпускников
поступает в ВУЗы, примерно 50% на бюджетные места. Вторая задача -
помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор
образовательной области для более тщательного её изучения, увидеть
многообразие видов деятельности, связанных с ней. На сегодняшний
день элективные курсы в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный проводятся как во
второй половине дня, так и включены в основное расписание первой
половины дня. В расписании 11 классов элективные курсы составляют
33%, в 10 классах 50%. Выбор сдачи экзаменов обучающимися
«многопрофильных» классов в целом совпадает с профилем обучения.
Сравнивая результаты выбора можно сделать вывод, что профильная
форма организации как «многопрофильный класс» более адаптивна по
сравнению с профильным классом. Осознанность выбора привела к тому,
что повысилась результативность и качество самоопределения учащихся.
Ожидаемые результаты реализации проекта
N |
Ожидаемый
результат |
Показатели результата |
1 |
Удовлетворение социального заказа. |
Выбор
курсов предпрофильной подготовки, ИОТ на
III
ступени обучения, поступление
выпускников в учебные заведения по профилю обучения в школе. |
2 |
Повышение
качества обучения.
|
Результаты ГИА и ЕГЭ, результативность участия обучающихся в
олимпиадах, конкурсах. |
3 |
Совершенствование научно – методического потенциала
учителей. |
Количество педагогов, прошедших подготовку по сопровождению
профильного обучения. |
4 |
Достижение 100% готовности выпускников к продолжению
образования, в т.ч. по профилю. |
Социальная зрелость выпускников. |
Сроки
реализации проекта
I
этап. 2009-2010 учебный год
Продолжение реализации в параллели 9-х классов модели предпрофильных
учебных групп различной направленности. Создание и реализация в 10
классе модели многопрофильного класса. Формирование системы
внеклассных и
общешкольных мероприятий по профориентационной
работе.
II
этап. 2010-2011 учебный год.
Продолжение модели многопрофильного класса в 11 классе. Реализация
системы
внеклассных и общешкольных мероприятий по
профориентационной работе.
III
этап. 2011-2012 учебный год.
Реализация полноценной модели индивидуальных учебных планов в
параллелях 10 и 11 классов. Реализация системы
внеклассных и
общешкольных мероприятий по
профориентационной работе.
IV
этап. 2012-2013 учебный год.
Анализ реализации модели индивидуальных учебных планов, анализ
реализации
внеклассных и
общешкольных мероприятий по
профориентационной работе.
Показатели,
характеризующие проект
N |
Параметры |
Результативность |
2009/2010 |
2010/2011 |
2011/2012 |
1 |
Количество программ элективных курсов предпрофильной
подготовки, предлагаемых ОУ / выбранных
обучающимися. |
12/10 |
13/12 |
15/12 |
2 |
Количество предметов на профильном или расширенном уровнях,
предлагаемых образовательным учреждением /
выбранных обучающимися. |
13/8 |
13/8 |
13/9 |
3 |
Количество и % обучающихся, чьи запросы удовлетворены
полностью. |
37 (88%)
– 10 класс |
75 (88%) |
100 (90%) |
4 |
Количество индивидуальных планов, реализуемых в параллели 10
классов |
34 |
30 |
42 |
5 |
Количество индивидуальных планов, реализуемых в параллели 11
классов |
0 |
27 |
28 |
6 |
Количество и % обучающихся, успешно закончивших среднюю
школу. |
36 (100%) |
40 (100%) |
45 (100%) |
7 |
Количество и % выпускников, продолжающих образование или
трудоустроенных по профилю |
20 (56%) |
29 (73%) |
37 (82%) |
8 |
Результативность обучения по профильным предметам
|
|
Средний
балл ЕГЭ по
обществознанию выше СЗУ и СО, по биологии выше СЗУ, по
физике и химии ниже. |
Средний
балл ЕГЭ по
обществознанию, физике и биологии выше СЗУ и СО, по химии
ниже. |
9 |
Количество и успешность участия в предметных олимпиадах и
конкурсах (школьных, окружных, региональных) (чел./%
призеров) |
Школьный
–329/25%
Окружной
–
46/26%
Региональный –1/100% |
Школьный
–
406/17%
Окружной
–
76/24%
Региональный –
18/0% |
Школьный
–
421/19%
Окружной
–
62/42%
Региональный
– 22/14% |
10 |
Количество и % обучающихся, выразивших пожелания сменить
индивидуальную образовательную траекторию. |
10 (24%) |
11 (13%) |
12 (12%) |
11 |
Социальная зрелость выпускников основной школы. / Социальная
зрелость выпускников средней школы. |
Оптимальный – 45%/54%
Допустимый –
50%/45%
Критический –
5%/1% |
Оптимальный –
50%/60%
Допустимый –
46%/40%
Критический – 4%/0% |
Оптимальный –
51%/62%
Допустимый –
46%/38%
Критический –
3%/0% |
12 |
Количество педагогов, прошедших подготовку по сопровождению
профильного обучения. |
8 |
10 |
12 |
В целом,
созданная система работы по профориентации обучающихся в ГБОУ СОШ
п.г.т. Мирный создаёт условия для развития личности школьников в
соответствии с их образовательными потребностями и возможностями для
дальнейшей успешной социализации.