главная 

 новости 

  прием в первый класс

 форум

 обратная связь

 электронный журнал 

 горячая линия 

национальный проект "Образование"
Главное меню
 

основные сведения

структура и органы управления

документы

образование

образовательные стандарты

руководство школы

педагогический состав

материально-техническое обеспечение

стипендии и материальная поддержка

платные образовательные услуги

финансово-хозяйственная деятельность

вакантные места для приема

 

 

история школы

количество учащихся

медалисты школы

охрана здоровья

предметные олимпиады

символика школы

спортивные сооружения

трудоустройство выпускников

школьная столовая

российская электронная школа

дистанционное обучение

 

 

график и расписание занятий

методическая работа

воспитательная работа

коллективный договор

локальные акты

новая система оплаты труда

отчеты о самообследовании

правила трудового распорядка

управляющий совет

 
 

библиотека

кабинет биологии

кабинет географии

кабинет информатики

кабинет математики

кабинет физики

кабинет химии

 
 

 

национальный проект "Образование"

профильная смена

доступ к ИС и ИТС

поставки оборудования

 

 
 

разработки уроков

методическая работа

 
 
 
 

электронные госуслуги

защита от вредной информации

основы религиозных культур

о правилах безопасности

ответственность за подделку документов

 
 

правила распорядка учащихся

права и обязанности учащихся

о правилах безопасности

 
 

закон об образовании

конвенция о правах ребенка

защита от вредной информации

азбука права

 
 

как найти информацию

карта сайта

предписания органов

 
 
 

* * *

 

 

 

Информация

об инновационном проекте, реализуемом в ГБОУ

Самарской области СОШ п.г.т. Мирный

муниципального района Красноярский Самарской области

по профессиональному самоопределению школьников

 

 


 

В связи с требованиями ФГОС ООО по обеспечению системно – деятельностного подхода к обучению в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный разработан проект «Профессиональное самоопределение личности школьника», который реализуется на всех ступенях обучения.

Цель проекта: создание условий для развития личности обучающихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями для дальнейшей успешной социализации.

Задачи:

удовлетворить образовательные потребности обучающихся;

способствовать установлению равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и потребностями;

создать условия для дифференциации содержания обучения;

создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся.

Система работы по профессиональному самоопределению школьника на всех ступенях обучения включает следующие направления деятельности:

Профориентационная работа.

Предпрофильная подготовка.

Профильное обучение.

Программа проекта реализуется в процессе урочного обучения, внеклассной и внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьёй, профессиональными учебными заведениями, центрами профессиональной ориентации молодёжи, службой занятости, предприятиями, учреждениями. Программа осуществляется поэтапно, с учётом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней (полной) школе.

Профориентационная работа в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строится на основе личностного восприятия мира профессий, приближённого к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых, профессиональной карты посёлка, региона), путём расширения представления о мире профессий; включает в себя компоненты профессионального просвещения, развития профессиональных интересов и склонностей, профессиональную консультацию. Профориентационная работа осуществляется также и в системе внеклассных, общешкольных мероприятий. Для решения поставленных задач используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям обучающихся:

·          на I ступени обучения: знакомство с профессиями родителей; классные часы – встречи; рассказы о профессиях; экскурсии; профориентационные игры; беседы о труде, конкурсы рисунков. Все это служит формированию положительного отношения к трудовой деятельности.

·          на II ступени обучения: профориентационная работа на преподаваемых учебных курсах; классные часы «Кем я хочу быть?», «Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?»; анкетирование обучающихся; психологическое тестирование; игры; экскурсии; неделя защиты проектов. Все перечисленные виды деятельности способствуют формированию основ профессиональной направленности, осознанности своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий, самоопределению в области «человек – труд – профессия».

·          на III ступени обучения: построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; профориентационная работа на преподаваемых учебных курсах; экскурсии; проектная деятельность; классные часы; анкетирование; тестирование; собеседование; семинары; посещение учебных заведений в рамках дней открытых дверей; самостоятельная работа с источниками информации; составление образовательной карты территории; организация ярмарок профессий; посещение окружных мероприятий (ярмарки профессий, встречи); участие в общешкольных мероприятиях: неделя труда и профориентации; выпуск газет к профессиональным праздникам; общешкольные собрания «Мир профессий»; неделя защиты проектов.

·          на всех ступенях обучения в профориентационной работе используются ресурсы дополнительного образования. Детские творческие объединения «Экология и мы», «Лидер», «Турист - эколог», «Юный репортёр», «Юный инспектор движения», «Изостудия», «Волшебный клубок», танцевальная студия, секции «Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Борьба», «Футбол» знакомят обучающихся с возможными видами профессиональной деятельности.

·          Значительное место в профориентационной работе с обучающимися отводится в школе проектной деятельности. Через проектную деятельность обучающиеся учатся работать в команде, ставить цели, значимые для них, составлять план действий, добиваться результата. В процессе проектирования учащиеся овладевают умениями, необходимыми при правильном выборе будущей профессии:

·          рассматривать проблемное поле и подпроблемы, формировать ведущую проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;

·          обучаются целеполаганию и планированию содержательной деятельности;

·          поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

·          анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т.е. овладевают исследовательской деятельностью;

·          обучаются применению знаний из разных областей наук;

·          выбирают подходящие технологии изготовления продукта проектирования в виде макетов;

·          подбирают различные формы презентации (сценарии, газеты, журналы, видео, клубы и т.д.);

·          овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.

Предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе, решает задачу подготовки обучающихся к выбору индивидуальной стратегии образования, прогнозирование будущей профессиональной деятельности. Предпрофильная подготовка в ходе проекта включает в себя этапы – ознакомительный, где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, обучающимся предлагается набор из 15 курсов, каждый обучающийся в течение года делает четыре выбора и итоговый, где подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов, и проводится анкетирование «Удовлетворенность обучающихся предпрофильной подготовкой». Традиционно обучающиеся, прошедшие элективный предпрофильный курс «Школа юного организатора досуга», участвуют в работе летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко». Со второго полугодия обучающиеся десятых классов под руководством педагога-организатора занимаются разработкой программы лагеря. С июня начинается работа вожатского отряда. В ходе реализации программы формируются умения и навыки организаторской деятельности молодых активистов, создаются условия для профессионального ориентирования личности подростков. Работа старшеклассников в качестве вожатых высоко оценивается родителями, обучающимися младших классов, педагогами.

В 2007/2008 учебном году в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный были созданы профильные классы как форма организации профильного обучения, при которой было трудно реализовать все запросы обучающихся. Удовлетворить запрос каждого ученика стало возможным после включения школы в эксперимент по созданию многопрофильных классов. На осуществление профильного обучения было выделено дополнительно 14 часов на каждого обучающегося. Это позволило формировать группы для изучения предметов на различных уровнях и с разным наполнением этих групп, т.е., выстраивать обучающимися индивидуальную образовательную траекторию, которая является профилем обучения каждого отдельно взятого ученика. Появилась поточно-групповая форма проведения занятий. Обучающиеся посещают уроки в группах различного состава, что способствует развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации учеников, так как они работают в группах сменного состава. В организации образовательного процесса используется технология составления индивидуальных учебных планов, когда предлагается несколько уровней изучения предметов (базовый, расширенный, профильный). Выбор уровня изучения предметов предоставляется обучающимся и их родителям. Таким образом, они получают возможность участвовать в проектировании образовательного процесса и принятии решений по формированию индивидуальных образовательных траекторий своих детей. Предлагается широкий набор элективных курсов развивающего, межпредметного характера, с использованием альтернативных систем оценивания: зачётная система, защита проектных работ. Кроме решения основной проблемы – обучения ученика делать ответственный выбор (а учиться выбирать, можно только выбирая на самом деле), элективные курсы помогают в решении двух важнейших задач. Первая задача - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Анализ результатов поступления в ВУЗы выпускников за последние три года показывает, что выбор профильных предметов и элективных курсов был сделан ими осознанно. Около 80% выпускников поступает в ВУЗы, примерно 50% на бюджетные места. Вторая задача - помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного её изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. На сегодняшний день элективные курсы в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный проводятся как во второй половине дня, так и включены в основное расписание первой половины дня. В расписании 11 классов элективные курсы составляют 33%, в 10 классах 50%. Выбор сдачи экзаменов обучающимися «многопрофильных» классов в целом совпадает с профилем обучения. Сравнивая результаты выбора можно сделать вывод, что профильная форма организации как «многопрофильный класс» более адаптивна по сравнению с профильным классом. Осознанность выбора привела к тому, что повысилась результативность и качество самоопределения учащихся.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

 

N

Ожидаемый результат

Показатели результата

1

Удовлетворение социального заказа.

Выбор курсов предпрофильной подготовки, ИОТ на III ступени обучения, поступление выпускников в учебные заведения по профилю обучения в школе.

2

Повышение качества обучения.

 

Результаты ГИА и ЕГЭ, результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах.

3

Совершенствование научно – методического потенциала учителей.

Количество педагогов, прошедших подготовку по сопровождению профильного обучения.

4

Достижение 100% готовности выпускников к продолжению образования, в т.ч. по профилю.

Социальная зрелость выпускников.

 

Сроки реализации проекта

I этап. 2009-2010 учебный год

Продолжение реализации в параллели 9-х классов модели предпрофильных учебных групп различной направленности. Создание и реализация в 10 классе модели многопрофильного класса. Формирование системы внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

II этап. 2010-2011 учебный год.

Продолжение модели многопрофильного класса в 11 классе. Реализация системы внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

III этап. 2011-2012 учебный год.

Реализация полноценной модели индивидуальных учебных планов в параллелях 10 и 11 классов. Реализация системы внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

IV этап. 2012-2013 учебный год.

Анализ реализации модели индивидуальных учебных планов, анализ реализации внеклассных и общешкольных мероприятий по профориентационной работе.

 

Показатели, характеризующие проект

 

N

Параметры

Результативность

2009/2010

2010/2011

2011/2012

1

Количество программ элективных курсов предпрофильной подготовки, предлагаемых ОУ / выбранных обучающимися.

12/10

13/12

15/12

2

Количество предметов на профильном или расширенном уровнях, предлагаемых образовательным учреждением / выбранных  обучающимися.

13/8

13/8

13/9

3

Количество и % обучающихся, чьи запросы удовлетворены полностью.

37 (88%) – 10 класс

75 (88%)

100 (90%)

4

Количество индивидуальных планов, реализуемых в параллели 10 классов

34

30

42

5

Количество индивидуальных планов, реализуемых в параллели 11 классов

0

27

28

6

Количество и % обучающихся, успешно закончивших среднюю школу.

36 (100%)

40 (100%)

45 (100%)

7

Количество и % выпускников, продолжающих образование или трудоустроенных по профилю

20 (56%)

29 (73%)

37 (82%)

8

Результативность обучения по профильным предметам

 

Средний балл ЕГЭ по

обществознанию выше СЗУ и СО, по биологии выше СЗУ, по физике и химии ниже.

Средний балл ЕГЭ по

обществознанию, физике и биологии выше СЗУ и СО, по химии ниже.

9

Количество и успешность участия в предметных олимпиадах и конкурсах (школьных, окружных, региональных) (чел./% призеров)

Школьный –329/25%

Окружной – 46/26%

Региональный –1/100%

Школьный – 406/17%

Окружной – 76/24%

Региональный – 18/0%

Школьный –

421/19%

Окружной – 62/42%

Региональный – 22/14%

10

Количество и % обучающихся, выразивших пожелания сменить индивидуальную образовательную траекторию.

10 (24%)

11 (13%)

12 (12%)

11

Социальная зрелость выпускников основной школы. / Социальная зрелость выпускников средней школы.

Оптимальный – 45%/54%

Допустимый – 50%/45%

Критический – 5%/1%

Оптимальный – 50%/60%

Допустимый – 46%/40%

Критический – 4%/0%

Оптимальный – 51%/62%

Допустимый – 46%/38%

Критический – 3%/0%

12

Количество педагогов, прошедших подготовку по сопровождению профильного обучения.

8

10

12

 

 В целом, созданная система работы по профориентации обучающихся в ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный создаёт условия для развития личности школьников в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями для дальнейшей успешной социализации.

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.г.т. Мирный